16.03.2005 Ан-24 RА-46489

    16 марта 2005 года в 13 ч. 53 мин. московского времени при выполнении пассажирского рейса по маршруту Усинск-Варандей потерпел авиационное происшествие самолет Ан-24 RA-46489 авиакомпании "Региональные авиалинии" Западно-Сибирского ОМТУ ВТ Минтранса России.
    При заходе на посадку в аэропорту Варандей самолет упал на левую плоскость и загорелся. Имеются жертвы.
    Для расследования авиационного происшествия в соответствии с Правилами расследования, утвержденными Правительством Российской Федерации, создана и приступила к работе комиссия Межгосударственного авиационного комитета с участием специалистов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и авиационной промышленности.


18 марта 2005 года

    Министерством транспорта Российской Федерации совместно со специалистами МАК и ФСНТ проведено оперативное совещание «О ходе расследования катастрофы самолета Ан-24» и осмотрены бортовые регистраторы параметрической и звуковой информации, которые доставлены в Межгосударственный авиационный комитет для проведения расшифровки и необходимого анализа.
    Внешний и внутренний осмотр регистраторов показывает, что они были подвергнуты сильному и длительному температурному воздействию в результате возникшего на земле пожара.
    Носитель регистратора параметрической информации находится в крайне неудовлетворительном состоянии, что вызывает серьезные опасения в возможности ее восстановления. Носитель информации речевого самописца находится в удовлетворительном состоянии.
    Специалисты МАК и ФСНТ приступили к обработке сохранившейся информации.
    По предварительным результатам прослушивания переговоров в кабине экипажа на этапе захода на посадку, информация о неисправностях или отказах авиационной техники не зафиксирована.
    Специалисты МАК и ФСНТ продолжают анализ информации речевого самописца. Восстановление носителя параметрической информации потребует специальных методов и значительного времени.


22 марта 2005 года

    В Межгосударственном авиационном комитете завершено восстановление и расшифровка информации, зафиксированной параметрическим и звуковым бортовыми регистраторами самолета Ан-24, потерпевшего катастрофу 16 марта 2005 г.
    Специалистами МАК и ФСНТ проводятся работы по анализу полученной информации:
    - идентификация голосов членов экипажа;
    - уточнение количественных характеристик параметров полета и работы силовых установок;
    - необходимое моделирование полета самолета на этапе захода на посадку.
    Комиссия по расследованию авиационного происшествия продолжает свою работу на месте катастрофы. Продолжается поиск, сбор и выкладка сохранившихся фрагментов самолета и его агрегатов, изучается соответствие аэродрома Варандей требованиям нормативных документов.

21 октября 2005 года

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета закончила расследование катастрофы самолета Ан-24РВ RA-46489 авиакомпании «Региональные авиалинии» Западно-Сибирского окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса РФ, имевшей место 16 марта 2005 года в районе а/п Варандей. При выполнении захода на посадку (днем в простых метеоусловиях) произошло преждевременное снижение самолета и его столкновение с землей.
    На борту находилось 7 членов экипажа и 45 пассажиров. В результате авиационного происшествия погибли два члена экипажа и 26 пассажиров.
    С привлечением организаций гражданской авиации, авиационной промышленности и Министерства обороны комиссия провела комплекс работ по исследованию элементов конструкции самолета, выполнению расчетов и моделированию полета, анализу действий экипажа и диспетчеров службы движения и другие работы. На заключительном этапе расследования был проведен летный эксперимент на аналогичном самолете Ан-24, в том числе, с имитацией аварийного полета.
    Комиссия установила, что причиной катастрофы явилось столкновение самолета с землей на заключительном этапе захода на посадку из-за выхода его на закритические углы атаки и режим сваливания (нерасчетный режим полета) на малой высоте.
    Торможение самолета до скорости сваливания произошло из-за его вывода, в результате управляющих действий командира воздушного судна, на режим полета со скольжением и сохранения этого режима в течении длительного времени (более 20 секунд) при недостаточном режиме работы двигателей и отсутствии контроля со стороны экипажа за скоростью полета.
    Возможные погрешности в показаниях ряда приборов (указателей скорости, указателя угла атаки) могли затруднить членам экипажа контроль параметров полета.
    По результатам расследования разработаны мероприятия, направленные на повышение уровня подготовки членов экипажа, уточнение правил полетов и обслуживания воздушного движения в районе аэропорта Варандей, уточнение действующих документов, регламентирующих летную эксплуатацию самолетов семейства Ан-24, 26, 30, доработку их конструкции с целью устранения выявленных недостатков, а также доведение аэропорта Варандей до уровня современных требований по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.