29.07.2007 Ан-12 RA-93912

    29 июля 2007 г. в 4ч 16мин московского времени в районе аэропорта "Домодедово" произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-12 бортовой номер RA-93912, принадлежащим авиакомпании "Атран".
    После взлета с ВПП-32Ц экипаж на связь с диспетчером круга не вышел. На неоднократные вызовы не отвечал.
    Самолет обнаружен на удалении 4 км от торца ВПП горящим. Находившиеся на борту 6 членов экипажа и 1 авиатехник по обслуживанию погибли.
    На основании Российского воздушного законодательства, в соответствии с «Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. №609, расследование проводит Комиссия Межгосударственного авиационного комитета с участием представителей авиационных властей России.
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета приступила к работе на месте авиационного происшествия.

29.07.2007

    В Межгосударственный авиационный комитет доставлены бортовые самописцы с самолета Ан-12 бортовой номер RA-93912, принадлежащего авиакомпании "Атран" и потерпевшего катастрофу 29 июля 2007 г. в 4ч 16мин московского времени в районе аэропорта "Домодедово".
    Начата расшифровка полетной информации.



30.07.2007

    Председатель Комиссии по расследованию катастрофы самолета Ан-12 информирует.
    В ходе работ по расследованию катастрофы самолёта Ан-12, бортовой номер RA-93912, происшедшей 29 июля сего года, 30 июля в Межгосударственном авиационном комитете проведены работы по вскрытию и анализу состояния магнитных носителей информации бортовых регистраторов самолёта, изъятых с места авиационного происшествия.
    По результатам исследования было установлено, что бортовой параметрический регистратор при авиационном происшествии находился в очаге пожара и подвергся интенсивному тепловому воздействию. Магнитная лента регистратора полностью разрушена высокотемпературным воздействием и параметрическая информацию восстановлению не подлежит.
    Звуковой бортовой регистратор в очаг пожара при авиационном происшествии не попал и носитель информации – магнитная проволока, не пострадала. Информация звуконосителя была скопирована и в ходе анализа содержания записи было установлено, что звуковой самописец был работоспособен и зарегистрировал акустическую информацию, относящуюся к последнему полёту самолёта. Специалистами МАК начата работа по прослушиванию и протоколированию переговоров экипажа.
    Комиссия по расследованию катастрофы продолжает работы на месте авиационного происшествия.

02.08.2007

    Комиссия МАК продолжает работу по расследованию катастрофы самолета Ан-12 RA-93912 авиакомпании ООО «Атран», произошедшей 29.07.07.
    На сегодняшний день установлено:
     - груз не был опасным и не содержал изделия со статусом «секретно», его вес составлял 9 043 кг (144 упаковки) и был заблаговременно проверен службой авиационной безопасности аэропорта, загружен в самолет и зашвартован бортоператором;
     - рейс выполнялся экипажем ООО «Атран». Все члены экипажа имели действующие свидетельства, недостатков в профессиональной подготовке не выявлено;
    - самолет был заправлен кондиционным топливом в количестве 15 500 кг. При данном количестве топлива и коммерческой загрузке взлетный вес самолета составлял 60 500 кг, центровка 25,7% CAX, что не выходило за допустимые пределы 64 000 кг и 16-32% соответственно;
    - техническое обслуживание самолета выполнялось без замечаний, планер самолета и двигатели имели достаточный ресурс.
    Самолет приступил к взлету в 04 ч 15 м 36 с (московское время), через 1 минуту бортовой магнитофон МС-61 зафиксировал доклад об отказе 4-го (правого крайнего) двигателя. Практически одновременно (в течение 1 сек.) произошел отказ и 3-го двигателя. Воздушные винты обоих отказавших двигателей были автоматически зафлюгированны.
    В дальнейшем самолет продолжал полет в течение примерно одной минуты, после чего произошло его столкновение с землей, разрушение конструкции и возник пожар высокой интенсивности. Все находившиеся на борту погибли.
    Комиссия закончила работу на месте АП, все уцелевшие элементы конструкции самолета, двигатели и воздушные винты эвакуированы на охраняемую территорию аэродрома. Проводится анализ их технического состояния и оценка работоспособности в полете.

18.12.2007

    Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят официальные представители Ространснадзора в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации 18 июня 1998 г. № 609, завершила расследование катастрофы самолета Ан-12БП RA-93912 авиакомпании Атран, происшедшей 29 июля 2007 г. в районе аэродрома Домодедово.

    В процессе расследования проведен полный комплекс работ по оценке летной и технической документации по эксплуатации самолета и подготовке экипажа, расшифровке и анализу данных бортовых и наземных средств объективного контроля. Выполнена оценка работоспособности систем самолета и двигателей

    По результатам всех проведенных в процессе расследования работ технической комиссией подготовлены соответствующие выводы, отмечены недостатки, вскрытые в ходе расследования, и разработаны рекомендации, направленные на повышение безопасности полетов и предотвращение подобных авиационных происшествий.

    Окончательный отчет о расследовании авиационного происшествия подписан всеми членами комиссии без замечаний и особых мнений.

    В соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июня № 609, Межгосударственный авиационный комитет доводит официальную информацию об авиационном происшествии и результатах расследования до сведения общественности, юридических лиц и граждан.

    Техническая комиссия пришла к следующему заключению:

    Катастрофа самолёта Ан-12 RA-93912 произошла в результате его интенсивного неуправляемого кренения, переворачивания вокруг продольной оси и последующего столкновения ВС с землёй вследствие уменьшения скорости полёта с двумя зафлюгированными двигателями на правой плоскости крыла до скорости (~250-260км/ч), при которой располагаемого отклонения руля направления и элеронов недостаточно для парирования разворачивающего и кренящего моментов.

    Уменьшение скорости полёта самолёта до критического значения было обусловлено недостатком располагаемой тяги работавших на взлётном режиме двух двигателей (№№ 1 и 2) и наличием скольжения при попытке экипажа удержать самолёт в горизонтальном полёте после практически одновременного выключения двигателей №№ 3 и 4 на высоте 70-75м и скорости около 295км/ч в результате попадания в них птиц.

    Отсутствие в РЛЭ самолёта Ан-12 рекомендаций по действиям пилотов в случае одновременного отказа двух двигателей с одной стороны крыла, недостатки имеющихся рекомендаций РЛЭ, в том числе пп. 5.4.,5.7., 5.9. и 5.13., а также недостатки технического и методического обеспечения тренажёрной подготовки практически исключают должный уровень подготовки экипажей по действиям в подобных случаях.

    Официальная информация (Формат PDF)