Ан-12БП RA-12957 26.05.2008

    26 мая 2008г в 18ч12мин московского времени после взлета с аэродрома Челябинск потерпел катастрофу самолет Ан-12 авиакомпании «Московия» (Российская Федерация). Самолет выполнял транспортный полет по маршруту Челябинск-Пермь, на борту находились 7 членов экипажа и два специалиста для технического обслуживания воздушного судна в аэропортах посадки. Через 8 мин полета экипаж доложил диспетчеру о появлении дыма в кабине воздушного судна, затем метка от самолета на экране диспетчерского радиолокатора исчезла. Самолет обнаружен на удалении 11 км от торца ВПП разрушенным и сгоревшим. Экипаж и обслуживающий персонал, находившиеся на борту погибли.
    В соответствии с Российским воздушным законодательством, на основании действующих Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими ВС на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18. 06. 1998г. №609, расследование проводит комиссия Межгосударственного авиационного комитета.
    В работе комиссии принимают участие специалисты Ространснадзора, Росаэронавигации, АНТК им. O.K. Антонова и ГП «Ивченко-Прогресс» (Украина).

27.05.2008

    Комиссией Межгосударственного авиационного комитета, проводящей полевой этап расследования авиационного происшествия с самолетом Ан-12 в районе аэродрома Челябинск, на месте катастрофы обнаружены и извлечены из под обломков самолета бортовые самописцы, регистрирующие параметры полета и переговоры между членами экипажа и с диспетчером управления воздушным движением.
     Корпусы самописцев имеют следы воздействия значительных нагрузок и высокой температуры. Наибольшие повреждения имеют бортовые речевые магнитофоны.
    В настоящее время бортовые самописцы рейсом из Челябинска доставляются в Москву в лабораторию Межгосударственного авиационного комитета, где будет проведена оценка их технического состояния, вскрытие и определение наличия зафиксированной информации, относящейся к данному полету. При наличии информации будет проведена ее необходимая обработка и расшифровка.
    Комиссия продолжает работу на месте катастрофы.

28.05.2008

    Межгосударственный авиационный комитет информирует о том, что бортовые регистраторы параметров полета и речевой информации самолета Ан-12, потерпевшего катастрофу 26 мая 2008 года доставлены в Межгосударственный авиационный комитет.
    Специалисты МАК выполнили работы по восстановлению и считыванию информации. Качество записей удовлетворительное, информация об авиационном происшествии имеется.
    Продолжаются работы по обработке и расшифровке полетной информации.

28.05.2008

    Комиссией МАК к расследованию катастрофы самолета Ан-12 привлечены специалисты в области возникновения пожаров на воздушных судах исследовательской организации Минобороны России.
    Специалисты Минобороны России 29 мая 2008 года вылетят на место катастрофы.

27.06.2008

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета закончила полевой этап расследования катастрофы самолета Ан-12БП RA-12957 ОАО «Авиакомпания Московия», происшедшей 26.05.2008 в районе аэропорта Челябинск. Самолет выполнял рейс GAI 9675 по маршруту: Челябинск – Пермь. На борту самолета находились семь членов экипажа и два авиационных специалиста, выполнявших техническое обслуживание самолета вне базового аэродрома. Коммерческого груза на самолете не было.
    В 20 часов 03 минуты местного времени экипаж произвел взлет с ВПП-09. Примерно через минуту после взлета, находясь в режиме набора высоты, экипаж запросил у диспетчера УВД аэродрома Челябинск разрешение на возвращение в порт по причине задымления в грузовой кабине. Получив соответствующее разрешение диспетчера, экипаж приступил к выполнению маневра захода на посадку на ВПП-09 (с курсом взлета). Заход на посадку выполнялся в сложных метеоусловиях: видимость – 2200 м, НГО – 100 м.
    Согласно результатам расшифровки переговоров членов экипажа, зарегистрированных бортовым магнитофоном МС-61, во время захода на посадку, наряду с продолжающимся задымлением кабины, происходили последовательные отказы систем самолета, их нештатная работа, а также прохождение ложных сигналов о различных отказах. Часть этих отказов и сигналов зафиксирована также системой МСРП-12-96 - бортовым регистратором параметров полета самолета и работы его систем.
    В 20 часов 11 минут самолет пропал с экрана локатора диспетчера УВД аэродрома Челябинск. Самолет столкнулся с землей правее курса захода на расстоянии 11 км от торца ВПП-09. Все люди, находившиеся на борту самолета, погибли. Самолет полностью разрушен и в значительной степени выгорел в возникшем на земле пожаре.
    Из результатов расшифровки записи МСРП-12-96 следует, что, при выполнении спаренного 3-4 разворота на посадочный курс с левым креном около 15 градусов, на скорости около 335 км/ч произошло самопроизвольное выключение обоих двигателей на левой плоскости крыла с флюгированием их воздушных винтов. Практически одновременно прекратилась запись бортового магнитофона МС-61. МСРП-12-96 продолжал работать вплоть до столкновения самолета с землей.
    Спустя 40-45 секунд после выключения двигателей, у самолета начал энергично развиваться левый крен, который привел к снижению самолета и его столкновению с землей.
    К моменту столкновения с землей шасси и закрылки самолета были убраны. Оба двигателя правой плоскости крыла находились на рабочих режимах. Штатное выключение обоих двигателей левой плоскости крыла не применялось. Признаков неисправностей деталей, узлов и агрегатов топливной системы и механической части системы управления двигателями, которые могли бы привести к нарушению их работоспособности в последнем полете самолета, не имеется. Все механические разрушения и повреждения деталей, узлов и агрегатов планера и систем самолета образовались в результате воздействия однократно приложенной нагрузки, превысившей их прочность. Признаков усталостных разрушений элементов конструкции самолета не имеется.
    В процессе полевого этапа работ Комиссией определен наиболее вероятный район возникновения неисправности бортовой электрической сети и дана оперативная рекомендация по проведению разового осмотра распределительных коробок, коммутационных устройств и электрических жгутов на всем парке ВС типа Ан-12.
    Комиссия продолжает свою работу по исследованию причин возникновения и процесса развития особой ситуации на борту самолета.

01.10.2008

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование катастрофы самолёта Ан-12БП RA-12957, произошедшей 26 мая 2008 года в районе Челябинска.
    Расследованием установлено, что авиационное происшествие с самолетом Ан-12 RA 12957 произошло в результате его столкновения с землей, ставшего следствием потери самолетом управляемости по крену из-за разрушения проводки управления элеронами при выполнении внеочередного захода на посадку на аэродром вылета Челябинск по причине задымления грузовой кабины.
    Разрушение проводки управления элеронами произошло, предположительно, в зоне 23…25 шпангоутов грузовой кабины самолета. Причиной разрушения проводки, наиболее вероятно, явился значительный нагрев расположенной в этой зоне тяги управления, выполненной из сплава Д16-Т, и ее последующий разрыв под действием растягивающей эксплуатационной нагрузки.
    Нагрев указанной тяги управления мог явиться следствием возгорания в полете расположенных в непосредственной близости от нее жгутов проводов бортовой электросети самолета, о котором свидетельствовали - задымление грузовой кабины самолета, нештатное срабатывание различных систем сигнализации, отказы оборудования самолета, самовыключение двух его двигателей.
    Электрожгуты, распределительные устройства, блоки и агрегаты авиационного оборудования, размещенные в зоне 15…25 шпангоутов (потолочная часть грузовой кабины) подверглись интенсивному воздействию пожара, возникшего при столкновении самолета с землей, в результате чего точно определить место и причину первичного возгорания электрожгутов не представилось возможным.
    Комиссией разработаны рекомендации по исключению подобных авиационных происшествий и повышению уровня безопасности полетов.

    Отчёт Комиссии