Боинг-737 EX-009 24.08.2008

    24 августа 2008 года при выполнении пассажирского рейса по маршруту Бишкек-Тегеран потерпел катастрофу самолет Боинг-737 киргизской регистрации, эксплуатировавшийся в местной авиакомпании "Итэк-эйр"
    По предварительным данным, из находившихся на борту 83 человек 71 погиб.
    На основании Приложения 13 к Чикагской Конвенции ИКАО и Межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, для расследования авиационного происшествия назначена комиссия Межгосударственого авиационного комитета.
    Председатель комиссии Каширский Л.А. Комиссия вылетает в Бишкек 25 августа 2008 года.

26.08.2008

    Совместным Приказом Председателя Межгосударственного авиационного комитета и Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики в соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции ИКАО и на основании межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства определена комиссия по расследованию авиационного происшествия с самолетом Боинг-737 EX-009, принадлежащим авиакомпании «Итэк эйр» Кыргызской Республики, происшедшего 24.08.08 в районе аэропорта Манас г. Бишкек.
    Председателем комиссии назначен Заместитель руководителя Департамента по расследованию авиационных происшествий МАК Каширский Л.А., Заместителем председателя - Начальник инспекции по безопасности полетов Департамента гражданской авиации Кыргызской Республики Астионов А.И. В состав комиссии входят специалисты Межгосударственного авиационного комитета и Департамента гражданской авиации Кыргызской Республики.
    В соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий Председателю комиссии предоставлено право привлекать в установленном порядке к расследованию авиационного происшествия необходимых специалистов.
    В соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции ИКАО в работе комиссии будет участвовать уполномоченный представитель США как государства - разработчика и изготовителя воздушного судна.

27.08.2008

    27 августа сего года в Межгосударственный авиационный комитет были доставлены бортовые самописцы самолёта Боинг-737-200 EX-009, потерпевшего катастрофу 24.08.2008 г. в районе Бишкека.
    В техническом центре МАК при участии представителя Департамента гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики были проведены работы по оценке состояния бортовых самописцев и демонтажу носителей информации.
    Оба бортовых регистратора подверглись сильному высокотемпературному воздействию при авиационном происшествии. В ходе демонтажа защитных корпусов регистраторов установлено, что лентопротяжные механизмы самописцев имеют существенные повреждения. В настоящее время проводятся работы по подготовке повреждённых носителей информации к считыванию данных.
    На месте катастрофы продолжаются работы по составлению схемы авиационного происшествия, проводится анализ радиолокационной информации и полётной документации.



01.09.2008

    Комиссией по расследованию авиационного происшествия с самолетом Боинг-737-200 EX-009 проведено описание повреждений, полученных самолетом, с привязкой по местности. Разрушенные элементы конструкции самолета эвакуированы с места происшествия и размещены на специально выделенной и охраняемой стоянке.
    Проводится предварительный анализ информации наземных средств объективного контроля с привязкой ко времени авиационного происшествия, оценка летно-технической документации по подготовке экипажа и самолета, действий экипажа при заходе на вынужденную посадку, другие работы, необходимые для расследования.
    Работы проводятся в постоянном контакте с уполномоченным представителем Национального бюро расследования на транспорте США (NTSB) как страны производителя и разработчика воздушного судна.

04.09.2008

    Завершены работы по считыванию информации бортовых самописцев самолета Б-737-200 EX-009, потерпевшего катастрофу 24.08.2008 г. в районе Бишкека. Считывание информации проводилось при участии и поддержке специалистов лаборатории Национального управления по безопасности на транспорте (NTSB) США.
    В результате предварительной расшифровки информации установлено, что бортовой звуковой регистратор содержит запись одного из предыдущих рейсов по маршруту Москва-Бишкек. Запись аварийного полета отсутствует.
    На бортовом параметрическом самописце содержится запись, принадлежащая аварийному полету. Качество зарегистрированной информации неудовлетворительное из-за частичного повреждения магнитной ленты тепловым воздействием в результате пожара. В настоящее время специалисты МАК проводят восстановление считанной информации, а также синхронизацию данных бортового параметрического регистратора, радиолокационной проводки и записи переговоров диспетчеров службы ОВД. Восстановление информации потребует длительного времени.

11.09.2008

    12 сентября 2008 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершает полевой этап расследования катастрофы самолета B-737-200 EX-009 авиакомпании "Итэк Эйр", происшедшей 24.08.2008 в районе аэропорта Манас (Бишкек).
    В научно-технической лаборатории МАК продолжаются работы по расшифровке и синхронизации записи бортового параметрического самописца с данными наземных средств объективного контроля. На текущий момент восстановлена и синхронизирована запись практически всего аварийного полета от момента запуска двигателей. Работы по расшифровке последних 3-4 секунд полета, запись которых наиболее пострадала в возникшем после происшествия пожаре, будут продолжены.
    По результатам проведенных работ установлено, что самолет выполнял рейс по маршруту: Бишкек – Тегеран. На борту самолета находились 83 пассажира и 7 членов экипажа. В результате авиационного происшествия погибло 65 человек, 25 человек получили травмы различной степени тяжести.
    В 20 часов 30 минуты местного времени экипаж произвел взлет с ВПП-08. Взлетная масса самолета составляла ~47000 кг. После взлета, в соответствии со стандартной схемой выхода DW-1, экипаж выполнил левый разворот на курс около 240 градусов и приступил к набору высоты. Примерно в 20:36:40, на удалении около 37 километров от аэродрома и высоте около 3000 метров от уровня ВПП, из-за проблем с герметизацией, экипаж принял решение о возврате на аэродром вылета.
    По согласованию с диспетчером УВД, экипаж выполнял визуальный заход на посадку на ВПП-08. Метеоусловия на момент захода на посадку были: видимость более 10 км, облачность 6 октантов на 5000 м, ветер у земли 1300 - 3 м/сек, температура +260, QNH – 1012 мб.
    Согласно предварительным результатам расшифровки бортового параметрического самописца, экипаж правым разворотом приступил к выходу на посадочный курс, со снижением до высоты 1040 метров по QNH (400 метров над уровнем аэродрома). В 20:41:40 экипаж доложил о визуальном контакте с ВПП. Примерно в 20:42:30, на удалении около 12 километров от торца ВПП-08, самолет вышел на посадочный курс и занял высоту 400 метров на уровнем ВПП. Приборная скорость полета составляла величину около 460 км/ч (250 узлов). Сохраняя высоту 400 метров, экипаж приступил к гашению скорости. В 20:43:25, на удалении около 5 км от торца ВПП-08, при скорости около 340 км/ч (185 узлов), самолет находился в непосадочном положении (по сочетанию параметров высота, скорость, положение механизации), и экипаж запросил у диспетчера УВД выполнение "левой орбиты". Получив разрешение диспетчера, экипаж приступил к левому развороту с креном до 30 градусов. В процессе разворота самолет снижался и продолжал уменьшать скорость полета до 290 км/ч (155 узлов). Примерно через минуту самолет был выведен из крена на курсе, обратном посадочному и на предельно малой высоте. Столкновение самолета с землей произошло на удалении около 7.5 км от торца ВПП-08. В момент столкновения шасси были выпущены, закрылки отклонены на 15 градусов. По результатам работ на месте авиационного происшествия и предварительной расшифровки параметров полета, отказов в работе силовой установки и систем самолета (кроме системы герметизации) не выявлено. Разрушения самолета в воздухе не было.
    Комиссия продолжает свою работу по исследованию причин возникновения и процесса развития особой ситуации на борту самолета.

16.09.2008

    Техническая Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (Комиссия), назначенная, по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, для расследования авиационного происшествия с самолетом B-737-200 EX-009 авиакомпании «Итэк Эйр», информирует:
    12 сентября 2008 года Комиссия завершила полевой этап расследования катастрофы самолета B-737-200 EX-009 авиакомпании «Итэк Эйр», происшедшей 24.08.2008 в районе аэропорта Манас.
    По результатам работ на месте авиационного происшествия и предварительной расшифровки параметров полета, в момент столкновения с землей шасси самолета были выпущены, закрылки отклонены на 15 градусов. Отказов в работе силовой установки и систем самолета (кроме системы герметизации) не выявлено. Разрушения самолета в воздухе не было.
    В настоящее время Комиссия проводит работы по детальному и глубокому изучению всех данных, зарегистрированных бортовым параметрическим регистратором на конечном участке полета.
    Проводится работа по изучению и анализу всей летно-технической и эксплуатационной документации. Завершается анализ основных нормативных документов, касающихся установки барометрического давления при выполнении полетов и управлении воздушным движением.
    Проводится анализ работы системы сигнализации закрытия дверей и люков, а также работы системы кондиционирования с целью определения вероятных причин негерметизации самолета после взлета.
    Исследуется и анализируется подготовка летного и кабинного экипажей и возможная ее связь с возникновением и развитием особой ситуации на борту самолета.
    В соответствии с международным законодательством в работе комиссии участвуют специалисты гражданской авиации Кыргызской Республики, а также NTSB США (Национальное бюро расследования на транспорте) в качестве страны-производителя и разработчика самолета, и авиационной администрации Ирана (в качестве наблюдателя).
    Авиационным властям для предприятий гражданской авиации направлены оперативные рекомендации по предотвращению подобных авиационных происшествий.
    Комиссия завершит свою работу после выполнения всех необходимых мероприятий, предусмотренных для расследования этого авиационного происшествия. Комиссия в соответствии со стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации проведет полный анализ всех обстоятельств и факторов, на основании которого будут установлены причины авиационного происшествия и разработаны рекомендации по предотвращению подобных авиационных происшествий.
    В соответствии с международным законодательством расследование, проводимое Комиссией, не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности и проводится с единственной целью предотвращения авиационных происшествий.
    Расследование авиационного происшествия проводится в контакте с органами Кыргызской Республики, проводящими предварительное следствие.

10.05.2009

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входили официальные представители Департамента гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики завершила расследование катастрофы самолёта Boeing 737-200 EX-009 авиакомпании «Итек Эйр», произошедшей 24 августа 2008 года в районе аэродрома Манас (Бишкек, Кыргызская Республика). На основании Приложения 13 к Конвенции о Международной гражданской авиации в расследовании принимали участие представители национального Бюро по безопасности на транспорте США (NTSB) – как государства разработчика и изготовителя воздушного судна.
    По результатам проведенных Комиссией работ установлено, что:
    "Причиной катастрофы самолета Б737-200 ЕХ-009 авиакомпании «Итек Эйр» явилось допущенное экипажем снижение самолета ночью до высоты ниже минимальной высоты снижения при визуальном заходе на вынужденную посадку на аэродроме вылета из-за негерметизации кабины (вероятно, вследствие «закусывания» уплотнения левой передней двери), что привело к столкновению самолета с землей, разрушению конструкции самолета с последующим пожаром и гибелью людей.
    Катастрофа явилась следствием сочетания следующих неблагоприятных факторов:
    - невыполнение экипажем требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа в полете (Boeing 737-200 Standard Operating Procedures (SOP);
    - невыполнение экипажем правил визуального захода на посадку в части сохранения постоянного визуального контакта с ВПП и/или ее ориентирами и действий экипажа при потере визуального контакта с ВПП;
    - потеря экипажем контроля за высотой полета при выполнении маневра для повторного захода на посадку (осуществление которого было обусловлено неправильной оценкой КВС положения самолета относительно расчетной траектории снижения при принятии решения о визуальном заходе на посадку с прямой);
    - невыполнение экипажем предписанных действий при срабатывании системы предупреждения о приближении земли (TAWS)."
    Результаты работы Комиссии доложены на заседании Правительственной Комиссии Кыргызской Республики. Председателем Комиссии проведен разбор обстоятельств и причин данного происшествия с представителями Департамента гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Кыргызаэронавигации и командно-летным составом авиакомпаний Кыргызской Республики.
    Комиссией разработаны рекомендации по исключению подобных авиационных происшествий и повышению уровня безопасности полетов.

    Полностью текст окончательного отчета приведен здесь