CRJ-100LR (CL-600-2B19) 14.02.2008

    14 февраля 2008 года в аэропорту Звартноц (Ереван, Армения) произошло авиационное происшествие с самолетом CRJ-100LR (CL-600-2B19) производства фирмы Bombardier, Канада, эксплуатировавшегося авиакомпанией «Белавиа». Сразу после отрыва от ВПП самолет стал крениться влево, перевернулся вокруг продольной оси на 180 градусов, столкнулся с землей, разрушился и сгорел.
    Расследование данного авиационного происшествия проводится Комиссией МАК совместно с официальными представителями авиационных властей Армении и Белоруссии, с участием представителей Канады как государства-разработчика самолета.

17.02.2008

    17 февраля 2008 года в Межгосударственный авиационный комитет доставлены бортовые регистраторы самолёта CRJ-100 EW-101PJ, авиакомпании «Белавиа», потерпевшего авиационное происшествие в аэропорту «Звартноц» (Ереван) 14 февраля сего года. В ходе работ по расшифровке информации бортовых регистраторов при расследовании обстоятельств авиационного происшествия, проводимого Межгосударственным авиационным комитетом, вся зарегистрированная параметрическая и звуковая информация успешно скопирована.
    Информация представлена для дальнейшего анализа комиссии по расследованию, в состав которой входят представители Межгосударственного авиационного комитета, авиационных администраций Армении и Беларуси, Управления по Безопасности на транспорте Канады.

03.12.2008

    28 ноября с.г. в г. Минске Председателем комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом Челленджер № EW-101PJ авиакомпании «Белавиа», которое произошло 14.02.08 в г. Ереване, Б.А. Горюновым проведен разбор указанного авиационного происшествия с руководителями, летным, техническим составом авиакомпании «Белавиа», других белорусских авиакомпаний, а также специалистами Белаэронавигации.
    Председатель комиссии проинформировал о ходе расследования авиационного происшествия, приоритетных направлениях работы комиссии и планах ее завершения.
    Представлены рекомендации о необходимых мерах по безопасной эксплуатации воздушных судов данного типа в условиях осенне-зимней навигации. Председатель комиссии представил результаты сравнительного анализа аналогичных авиационных происшествий, имевших место в Великобритании, США, Китае, Норвегии, России, Казахстане.
    До сведения руководства авиакомпании «Белавиа» доведена информация о проведении семинаров 15 декабря с.г. в Москве и 17 декабря с.г. в Алматы, проводимых по инициативе МАК фирмой «Бомбардье» по вопросам эксплуатации воздушных судов данного типа в осенне-зимний период.
    Кроме того, руководящий состав гражданской авиации Республики Беларусь ознакомлен с состоянием безопасности полетов за 11 месяцев текущего года и ходом расследования тяжелых авиакатастроф, произошедших в 2008 году (Пермь, Башкирия, Калининград, Челябинск).
    Разбор получил высокую оценку авиационных специалистов Республики Беларусь.

18.08.2009

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят официальные представители авиационных властей Армении и Белоруссии, завершила расследование авиационного происшествия без человеческих жертв с самолетом CRJ-100LR (CL-600-2B19) EW-101PJ авиакомпании «Белавиа», происшедшего 14 февраля 2008 года в аэропорту Звартноц (Ереван, Армения).
    По Заключению Комиссии:
    Авиационное происшествие с воздушным судном CRJ-100LR регистрационный номер EW-101PJ произошло в результате несимметричной потери несущих свойств крыла на этапе взлета, что привело к сваливанию самолета непосредственно после отрыва от ВПП, касанию левой консолью крыла о подстилающую поверхность, последующему разрушению и пожару.
    Причиной потери несущих свойств крыла при фактических метеоусловиях, явилось образование инея, который «загрязнил» поверхность крыла. Причиной образования инея, наиболее вероятно, явилось топливное обледенение, за время стоянки самолета на аэродроме и руления перед обратным вылетом, в результате разницы температур окружающего воздуха и холодного топлива в баках после полета на эшелоне.
    Превышение рекомендованных РЛЭ значений по угловой скорости при подъеме носового колеса при взлете с «загрязненным» крылом при невозможности контролировать этот параметр инструментально могло способствовать ухудшению ситуации.
    Существующий процедурный метод контроля состояния аэродинамических поверхностей самолета перед вылетом, наряду с неэффективностью, на этапе взлета, существующей системы защиты от сваливания, из-за повышенной чувствительности крыла даже к незначительному загрязнению передней кромки, не могут полностью гарантировать предотвращение подобных происшествий в будущем.
    Директивы летной годности о необходимости включения ПОС крыла на заключительном этапе руления при фактических метеоусловиях были выпущены Министерством транспорта Канады уже после авиационного происшествия. Включение экипажем ПОС крыла перед взлетом и противообледенительная обработка ВС, вероятно, могли бы предотвратить авиационное происшествие.

    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.
    С полным текстом Окончательного отчета можно ознакомиться здесь.

.