Ми-8Т RA-22599 02.07.2008

    Согласно поступившей предварительной информации, 02 июля 2008 года при выполнении посадки на буровую площадку Р-774 Воргинского месторождения (290 км от аэропорта Ноябрьск) потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т RA-22599 авиакомпании «ЮТэйр».
    По предварительным данным на борту находилось 13 пассажиров и 200 кг груза. В результате катастрофы 9 пассажиров погибли, один получил тяжелые травмы. Члены экипажа не пострадали, вертолет сгорел.
    В соответствии с Российским воздушным законодательством расследование авиационного происшествия проводится Межгосударственным авиационным комитетом с участием представителей Ространснадзора и промышленности.

04.07.2008

    Межгосударственный авиационный комитет информирует о том, что бортовые регистраторы параметров полета и речевой информации с вертолета Ми-8Т RA-22599, потерпевшего катастрофу северо-восточнее Нижневартовска, при заходе на посадку на площадку буровой Ротор-774 (Воргенская) доставлены вечером 3 июля 2008 года в Москву.
    Специалисты МАК выполнили работы по вскрытию контейнеров, восстановлению и считыванию информации.
    Установлено, что бортовой регистратор параметров полета и его носитель информации полностью уничтожены пожаром.
    Бортовой магнитофон также находился в пожаре и был подвержен воздействию высокой температуры, однако запись переговоров экипажа имеется, качество записей удовлетворительное.
    Продолжаются работы по обработке и расшифровке радиопереговоров.
    Комиссия по расследованию катастрофы продолжает свою работу.



22.07.2008

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета закончила полевой этап расследования катастрофы с вертолётом Ми-8Т RA-22599 ОАО «Авиакомпании «ЮТэйр», происшедшей 02.07.2008 г. в районе поисково-разведочной скважины №774 Воргенского месторождения.
    Экипаж выполнял транспортно-связной полёт по маршруту Ноябрьск - посадочная площадка разведочной скважины №774 Воргенского месторождения с целью доставки вахты. На борту вертолета находились три члена экипажа, 13 пассажиров заказчика и 200 кг груза.
    Взлет вертолета был выполнен в 09 часов 53 минуты (время местное). В 11 часов 17 минут экипаж доложил диспетчеру МДП Нижневартовска о прибытии на разведочную скважину №774 и начал маневр захода на посадку с предварительным осмотром площадки. До этого момента никаких замечаний у экипажа к работе авиационной техники не было. Выход вертолета на посадочную прямую с курсом 20° произошел в 11 часов 21 минуту. По объяснениям КВС (бортовой параметрический регистратор параметров полета САРПП-12 и его носитель информации полностью уничтожены пожаром) при подходе к площадке и торможении скорости полёта, на высоте 20 метров, он заметил резкое уменьшение оборотов несущего винта до 90 - 89% и вертолет начал «просаживаться». Практически одновременно с падением оборотов поступил звуковой сигнал от речевого информатора РИ-65: «Борт 22599, пожар в отсеке левого двигателя». Согласно информации, зарегистрированной бортовым магнитофоном, срабатывание сигнала речевого информатора РИ-65 о пожаре произошло через две секунды после информации бортмеханика: «Высота 20, над площадкой». Вертолет с повышенной вертикальной и непогашенной поступательной скоростью, с большим углом тангажа на кабрирование, приземлился на посадочную площадку, что привело к касанию хвостовой пятой и рулевым винтом бетонной поверхности площадки. Пробежав 8 м, вертолет отделился от земли и приземлился с левым разворотом на 270° на основные стойки за площадку, на грунт, расположенный на 6м ниже уровня площадки. Сразу же после приземления начался интенсивный пожар. Эвакуация пассажиров производилась членами экипажа и рабочими буровой бригады.
В результате катастрофы 9 пассажиров погибли, 4 пассажира и члены экипажа получили травмы различной степени тяжести. Вертолет сгорел.
    При осмотре на месте происшествия обнаружено разрушение корпусов свободных турбин обоих двигателей. За ~ 100м до посадочной площадки, вдоль линии пути вертолета, обнаружены 2 рабочие лопатки свободных турбин двигателей.
    Для определения причины разрушения двигателей в полете, решением Комиссии двигатели отправлены на исследование в 13 ГНИИ Минобороны России.
    В процессе полевого этапа работ Комиссией даны оперативные рекомендации по проведению разовой проверки состояния газовоздушных трактов двигателей ТВ2-117.
    Комиссия продолжает работу по изучению и анализу выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта вертолета и его двигателей, а также процедур продления межремонтного ресурса вертолету и двигателям, с целью установления причин отказа двигателей в полете.

12.03.2009

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входили официальные представители Росавиации, завершила расследование катастрофы с вертолётом Ми-8Т RA-22599 ОАО «Авиакомпании «ЮТэйр», происшедшей 02.07.2008 г. в районе поисково-разведочной скважины №774 Воргенского месторождения.
    Окончательный отчет по результатам расследования подписан всеми членами Комиссии без замечаний и особых мнений.
    По заключению Комиссии:
    «Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22599 явилась следствием грубого приземления вертолета на посадочную площадку с большой вертикальной и непогашенной горизонтальной скоростью, что привело к смещению главного редуктора вертолета со штатного места, разрыву кинематической связи: главный редуктор - двигатели, приведшему к раскрутке роторов свободных турбин двигателей до их разрушения и возникновению интенсивного пожара в отсеках двигателей и внутри грузопассажирского салона вертолета.
    Грубое приземление вертолета явилось следствием одного из следующих факторов или их сочетания:
    - возможное изменение направления и силы ветра непосредственно над посадочной площадкой по отношению к направлению и силе ветра, указываемых ветроуказателем;
    - возможное превышение посадочной массы вертолета для данных условий посадки;
    - возможная ошибка в действиях экипажа при выполнении посадки, выразившаяся в позднем и энергичном увеличении общего шага НВ, что привело к уменьшению частоты вращения винта ниже минимально допустимой и резкой просадке вертолета;
    - возможный отказ одного из двигателей с частичной потерей мощности при выполнении посадки вертолета.
    Фактором, усугубившими тяжесть последствия авиационного происшествия, является отсутствие защиты грузопассажирского салона вертолета Ми-8 от нелокализованных разрушений свободных турбин двигателей, что привело к мгновенному распространению пожара из двигательных отсеков в грузопассажирский салон и гибели пассажиров».
    Комиссией проведен разбор причин данного авиационного происшествия с руководящим и летным составом авиакомпании, а также разработаны рекомендацию по повышению безопасности полетов.

    Полностью текст окончательного отчета приведен здесь