Ми-8 RA-22719, Ми-8 RA-22850 17.09.2012

    По поступившей информации, 17.09.2012 г. на полевом аэродроме Калачинск Омской области произошло авиационное происшествие в результате столкновения двух вертолетов Ми-8 RA-22719 и RA-22850, принадлежащих Омскому летно-техническому колледжу им. А.В. Ляпидевского филиала Ульяновского высшего авиационного училища ГА.
    В соответствии с российским воздушным законодательством Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе.

21.03.2013

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22719 Омского летно-технического колледжа ГА, произошедшего 17.09.2012 г., в Омской области.
    Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22719 стали недостатки в организации учебных полетов в ОЛТК ГА, своевременно не выявленные контролирующими органами, что при неудовлетворительном ведении осмотрительности и радиоосмотрительности экипажем вертолета Ми-8Т RA 22719 и невыполнении диспетчером КДП на ПП «Калачинск» технологии работы привело к столкновению вертолетов Ми-8Т RA 22719 и Ми-8Т RA-22850 в воздухе на этапе выполнения посадки.
    Факторами, способствовавшими авиационному происшествию, явились:
    1. Несовершенство организации учебных полетов в ОЛТК ГА в части:
    а) отсутствия схем выполнения полетов и разъяснений порядка выполнения полетов по большому и стандартному кругу при выполнении полетов по ПВП, что создает условия для сближения вертолетов после 4-го разворота;
    б) отсутствия установленной фразеологии радиообмена между экипажем и диспетчером, предусматривающей доклад на 3-ем развороте о номере выбранной площадки для посадки и доклад о выполнении 4-ого разворота;
    в) отсутствия методических рекомендаций инструкторскому и диспетчерскому составу по выполнению полета по кругу с заходом на посадку на РСНВ и определения номеров площадок для выполнения посадок на РСНВ;
    г) отсутствия планирования использования площадок для посадок вертолетов перед началом летной смены.
    2. Невыполнение КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 требований подпункта 8 пункта 1.1 Раздела I КУЛП(к) в части запрещения обгона вертолета при полете по кругу.
    3. Невыполнение КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 требований РПП ОЛТК ГА и КУЛП(к) по ведению осмотрительности, непрерывному прослушиванию радиообмена и выдерживанию безопасного расстояния до идущего впереди вертолета.
    4.Превышение допустимого уровня шума на рабочем месте диспетчера из-за несоответствия помещения КДП требованиям Санитарных правил, что, при нахождении на ближайшей к КДП площадке №4 работающего на висении вертолета Ми 8Т RA 22852, могло повлиять на уменьшение чувствительности слуха или повышение порога слуха диспетчера.
    5. Ошибка диспетчера в определении на слух номера площадки, на которую запросил разрешение для посадки экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719.
    6. Ошибка диспетчера в названии позывного при разрешении посадки экипажу вертолета Ми 8Т RA-22719 (был повторно назван позывной вертолета Ми-8Т RA 22850).
    7. Невнимательность КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 при прослушивании внешнего радиообмена, приведшая к невыполнению повторного запроса на разрешение посадки и выполнению посадки на площадку № 8 фактически без разрешения диспетчера.
    8. Невыполнение диспетчером КДП пункта 5.10 Технологии работы диспетчера КДП вертодрома «Калачинск» ОЛТК ГА в части наблюдения за воздушным судном до посадки.
    9. Невыполнение диспетчером КДП пункта 3.1.10. ФАП ОрВД в части определения местоположения ВС относительно друг друга и предотвращения столкновений ВС в воздухе.
    10. Конструктивные особенности вертолета Ми-8Т, не позволившие КВС вертолета Ми 8Т RA-22850, при нажатой кнопке СПУ-7, прослушать запрос разрешения на посадку экипажа вертолета Ми 8Т RA-22719 на площадку №8, проанализировать ситуацию и принять грамотное решение об уходе на второй круг.
    11. Отсутствие дополнительных наблюдающих из числа курсантов, назначение которых предусматривалось КУЛП(к) в редакции 2008 года. Своевременный доклад диспетчеру от наблюдающего в секторе предпосадочного снижения о сближении вертолетов мог предотвратить авиационное происшествие.
    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.

Окончательный отчет: