Ми-8АМТ RA-22423 31.05.2014

    31.05.2014 г. в акватории озера «Мунозеро» Мурманской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8АМТ RA-22423, принадлежащим ЗАО «АК «СПАРК авиа». По имеющейся информации, на борту находились 5 членов экипажа и 13 пассажиров. В результате АП 16 человек погибло, 2 получили травмы. Воздушное судно разрушилось и затонуло.
    В соответствии с российским воздушным законодательством Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе.

Ми-8АМТ RA-22423 03.06.2014

    Председатель комиссии по расследованию катастрофы вертолета Ми-8АМТ RA-22423 информирует, что комиссия Межгосударственного авиационного комитета продолжает работы на месте авиационного происшествия. Работы проводятся в строгом соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации и во взаимодействии с Росавиацией, Росгидрометом, МЧС России, Минобороны России, Следственным комитетом и Прокуратурой.
    На месте падения вертолета обнаружен бортовой звуковой самописец, в ближайшее время он будет доставлен в научно-технический центр МАК для расшифровки. Продолжаются работы по подъему вертолета из воды.
    Комиссия продолжает работу.

Ми-8АМТ RA-22423 04.06.2014

    Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ RA-22423 информирует, что на месте авиационного происшествия найден аварийный бортовой самописец параметров полета. В ближайшее время он будет доставлен в научно-технический центр МАК для расшифровки.
    На месте авиационного происшествия во взаимодействии с МЧС России, Минобороны России, Следственным комитетом и Прокуратурой продолжаются работы по подъему вертолета из воды. Для подъема планируется задействовать вертолеты.
    Подкомиссии и рабочие группы с использованием всей имеющейся информации (летная и техническая документация, метеодокументация, показания очевидцев и др.) проводят анализ уровня подготовки экипажа, соблюдения правил технического обслуживания авиационной техники, метеоусловий, а также порядка организации и выполнения аварийного полета. После подъема вертолета из воды инженерно-техническая подкомиссия приступит к анализу его состояния и повреждений.
    Комиссия продолжает свою работу.

Ми-8АМТ RA-22423 06.06.2014

    Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ RA-22423 информирует, что 05.06.2014 произведена эвакуация фрагментов вертолета с места авиационного происшествия. Инженерно-техническая подкомиссия приступила к выкладке фрагментов и анализу повреждений.
    В научно-техническом центре МАК произведено считывание информации бортовых регистраторов (звукового и параметрического). Первичный анализ показал, что запись аварийного полета имеется на обоих регистраторах. Специалисты приступили к расшифровке записи параметрического регистратора и составлению протокола переговоров, зафиксированных звуковым регистратором.
    Комиссия продолжает свою работу.

Ми-8АМТ RA-22423 22.01.2015

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ RA-22423 ЗАО «Авиакомпания «СПАРК авиа», которое произошло 31.05.2014 г. в Мурманской области.
    Причиной катастрофы вертолета Ми-8АМТ RA 22423 явились нарушения экипажем правил полетов по ПВП, выразившиеся в выполнении полета на высоте ниже безопасной и продолжении снижения на недопустимо малую высоту при попадании в приборные метеорологические условия, приведшие к столкновения ВС с поверхностью озера в управляемом полете (CFIT).
    В причинной связи с авиационным происшествием находятся следующие факторы:
    • непринятие КВС решения о возврате в пункт вылета или о выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, при ухудшении метеоусловий до значений, не позволяющих выполнять полет по ПВП;
    • неустановка КВС индекса заданной высоты радиовысотомера на соответствующее значение опасной высоты;
    • недостатки во взаимодействии членов экипажа, приведшие к потере контроля за высотой полета;
    • несовершенство системы подготовки членов экипажа по предотвращению столкновения ВС с землей в управляемом полете (CFIT);
    • возможное утомление членов экипажа из-за значительного превышения максимальной продолжительности полетной смены.
        Отсутствие в ГА РФ четкой и однозначной стратегии в разработке и реализации программ предотвращения CFIT при полетах по ПВП могло способствовать тому, что эксплуатантом не были приняты надлежащие меры по обучению командного и летного состава в указанной области.
    Недостатки системы управления безопасностью полетов авиакомпании ЗАО «АК «СПАРК авиа» не позволили выявить и устранить имеющиеся риски в эксплуатационной деятельности, влияющие на безопасность полетов. В авиакомпании отсутствовал полноценный контроль по данным бортовых регистраторов за безопасным выполнением полётов экипажами ВС.
    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.

Окончательный отчет: